Георгий Павлович Виногра́дов (1908—1980) — советский певец (лирический тенор). Заслуженный артист РСФСР (1949)
Карьеру музыканта начал сравнительно поздно, перед тем, как учиться музыке, поступил в военное училище связи им. Подбельского. В 1931 году окончил Восточный музыкальный техникум в Казани по классу альта у А.А.Литвинова, в 1937 году занимался в Татарской оперной студии при Московской консерватории у Н.Г.Райского, затем совершенствовался у М.Л.Львова.
С 1937 - солист Всесоюзного радио. Популярность Виноградова начала расти после того, как в январе 1939 года он взял призовое место на I Всесоюзном конкурсе вокалистов. Композитор Вано Мурадели говорил об участнике конкурса Георгии Виноградове: «Этот молодой певец наделён многими прекрасными качествами. Прежде всего — это умный певец, знающий хорошо свои вокальные ресурсы и никогда не пытающий перейти пределы своих возможностей».
После этого в 1939 году Виноградов становится солистом в Государственном джазе СССР под управлением В.Н.Кнушевицкого. В исполнении певца звучали романсы, классические, лирические, танцевальные песни. Чрезвычайно популярны перед самой войной были танго Е.Розенфельда «Люблю» и «Счастье моё», выпущенные большим тиражом на грампластинках. Виноградов был одним из первых исполнителей песни М. Блантера «Катюша». В 1940—1941 годах Виноградов выступал в лучших ресторанах Москвы, демонстрировал музыкальные новинки.
С началом Великой Отечественной войны Г.Виноградов подал заявление о мобилизации и отправке на фронт, однако был принят на службу в воинские музыкальные коллективы, с 1941 - в оркестр Наркомата обороны под руководством С.А.Чернецкого, с 1943 - в Ансамбль песни и пляски Советской Армии под руководством А.В.Александрова, в 1951—1963 - Всероссийского гастрольно-концертного объединения.
В послевоенное время Георгий Павлович продолжал концертную деятельность - пел на радио, гастролировал по стране и за рубежом. Для людей старшего поколения, переживших Великую Отечественную войну, помнивших первые послевоенные годы, голос Георгия Виноградова неотделим от самых любимых песен, рожденных в то время, а теперь ставших советской песенной классикой. В 1976 году на вопрос корреспондента газеты «Московский комсомолец»: «Кто Вам был особенно близок в те годы из композиторов?» - Георгий Павлович ответил:
«Блантер, Богословский, Мокроусов, Молчанов. В годы войны и позже нас связывала большая творческая дружба. Мне довелось быть первым исполнителем таких их песен, как „В лесу прифронтовом“, „Хороши весной в саду цветочки“, „Где ты, утро раннее“. Всегда любил работать с И. О. Дунаевским. „Школьный вальс“ — одна из последних наших совместных работ».
Известно, что на первом экземпляре нот этой песни композитор написал: «Первому исполнителю Г.П.Виноградову. Спасибо!»
С 1963 года Виноградов преподавал во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства, среди его учеников - известные эстрадные артисты Валерий Леонтьев и Геннадий Каменный.
Умер 11 ноября 1980 года.
Его репертуар включал произв. Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Р.Шумана, П.И.Чайковского, русские народные песни, старинные романсы. Первый исполнитель многих песен советских композиторов, в том числе «Школьного вальса» И.Дунаевского, песни «Хороши Весной в саду цветочки» Б.Мокроусова. Широко известны записи Краснознамённого Ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством Б.А.Александрова «В лесу прифронтовом», «Пшеница золотая» (М.Блантер - М.Исаковский), «Соловьи» (В.П.Соловьёв-Седой — А.Фатьянов), в которых солирует Г.Виноградов.
Принимал участие в исполнении ряда опер на Радио: партии Паоло («Франческа да Римини» Рахманинова), Дона Оттавио («Дон Жуан»), Памино («Волшебная флейта»), Вильгельм («Миньон» Тома), Филемон ("Филемон и Бавкида" Гуно).
Голос Виноградова - мягкий, высокий лирический тенор, преимущественно головного звучания, с большим диапазоном. Постановка голоса и манера пения Виноградова демонстрирует музыкальную эстетику, характерную для 1930—1940-х годов с нежной атакой звука и использованием фальцетного звучания в верхнем регистре. На многих аутентичных грампластинках голос Виноградова звучит неестественно высоко. Манера пения - очень строгая, сдержанная, часто суровая, мечтательная или меланхоличная. Даже весёлые и лёгкие по смыслу и содержанию песни Виноградов поёт спокойно и вдумчиво. Певец тщательно и глубоко проникает в музыкальный и словесный материал песни.
Голос и певческая манера Виноградова оказались очень подходящими для исполнения русских романсов грустной и элегической тематики. В его исполнении романсы звучали печально и нежно, оставляли чувство лёгкой светлой грусти. Многие романсы Виноградов записал в дуэте с баритонами Г. Абрамовым, А.Ивановым и П.Киричеком, а также басом М. Михайловым.
Наивысшей популярности Виноградов достиг в первое послевоенное десятилетие.
Лауреат 1-го Всесоюзного конкурса вокалистов (1939).
Заслуженный артист РСФСР (1949).
Георгий Павлович Виноградов (1908—1980) — советский певец (лирический тенор). Заслуженный артист РСФСР (1949)
Карьеру музыканта начал сравнительно поздно, перед тем, как учиться музыке, поступил в военное училище связи им. Подбельского. В 1931 году окончил Восточный музыкальный техникум в Казани по классу альта у
А.А.Литвинова, в 1937 году занимался в Татарской оперной студии при Московской консерватории у Н.Г.Райского, затем совершенствовался у М.Л.Львова.С 1937 - солист Всесоюзного радио. Популярность Виноградова начала расти после того, как в январе 1939 года он взял призовое место на I Всесоюзном конкурсе вокалистов. Композитор Вано Мурадели говорил об участнике конкурса Георгии Виноградове: «Этот молодой певец наделён многими прекрасными качествами. Прежде всего — это умный певец, знающий хорошо свои вокальные ресурсы и никогда не пытающий перейти пределы своих возможностей».После этого в 1939 году Виноградов становится солистом в Государственном джазе СССР под управлением В.Н.Кнушевицкого. В исполнении певца звучали романсы, классические, лирические, танцевальные песни. Чрезвычайно популярны перед самой войной были танго Е.Розенфельда «Люблю» и «Счастье моё», выпущенные большим тиражом на грампластинках. Виноградов был одним из первых исполнителей песни М. Блантера «Катюша». В 1940—1941 годах Виноградов выступал в лучших ресторанах Москвы, демонстрировал музыкальные новинки.С началом Великой Отечественной войны Г.Виноградов подал заявление о мобилизации и отправке на фронт, однако был принят на службу в воинские музыкальные коллективы, с 1941 - в оркестр Наркомата обороны под руководством С.А.Чернецкого, с 1943 - в Ансамбль песни и пляски Советской Армии под руководством А.В.Александрова, в 1951—1963 - Всероссийского гастрольно-концертного объединения.В послевоенное время Георгий Павлович продолжал концертную деятельность - пел на радио, гастролировал по стране и за рубежом. Для людей старшего поколения, переживших Великую Отечественную войну, помнивших первые послевоенные годы, голос Георгия Виноградова неотделим от самых любимых песен, рожденных в то время, а теперь ставших советской песенной классикой. В 1976 году на вопрос корреспондента газеты «Московский комсомолец»: «Кто Вам был особенно близок в те годы из композиторов?» - Георгий Павлович ответил:«Блантер, Богословский, Мокроусов, Молчанов. В годы войны и позже нас связывала большая творческая дружба. Мне довелось быть первым исполнителем таких их песен, как „В лесу прифронтовом“, „Хороши весной в саду цветочки“, „Где ты, утро раннее“. Всегда любил работать с И. О. Дунаевским. „Школьный вальс“ — одна из последних наших совместных работ».Известно, что на первом экземпляре нот этой песни композитор написал: «Первому исполнителю Г.П.Виноградову. Спасибо!»С 1963 года Виноградов преподавал во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства, среди его учеников - известные эстрадные артисты Валерий Леонтьев и Геннадий Каменный.Умер 11 ноября 1980 года.Его репертуар включал произв. Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Р.Шумана, П.И.Чайковского, русские народные песни, старинные романсы. Первый исполнитель многих песен советских композиторов, в том числе «Школьного вальса» И.Дунаевского, песни «Хороши Весной в саду цветочки» Б.Мокроусова. Широко известны записи Краснознамённого Ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством Б.А.Александрова «В лесу прифронтовом», «Пшеница золотая» (М.Блантер - М.Исаковский), «Соловьи» (В.П.Соловьёв-Седой — А.Фатьянов), в которых солирует Г.Виноградов.Принимал участие в исполнении ряда опер на Радио: партии Паоло («Франческа да Римини» Рахманинова), Дона Оттавио («Дон Жуан»), Памино («Волшебная флейта»), Вильгельм («Миньон» Тома), Филемон ("Филемон и Бавкида" Гуно).Голос Виноградова - мягкий, высокий лирический тенор, преимущественно головного звучания, с большим диапазоном. Постановка голоса и манера пения Виноградова демонстрирует музыкальную эстетику, характерную для 1930—1940-х годов с нежной атакой звука и использованием фальцетного звучания в верхнем регистре. На многих аутентичных грампластинках голос Виноградова звучит неестественно высоко. Манера пения - очень строгая, сдержанная, часто суровая, мечтательная или меланхоличная. Даже весёлые и лёгкие по смыслу и содержанию песни Виноградов поёт спокойно и вдумчиво. Певец тщательно и глубоко проникает в музыкальный и словесный материал песни.Голос и певческая манера Виноградова оказались очень подходящими для исполнения русских романсов грустной и элегической тематики. В его исполнении романсы звучали печально и нежно, оставляли чувство лёгкой светлой грусти. Многие романсы Виноградов записал в дуэте с баритонами Г. Абрамовым, А.Ивановым и П.Киричеком, а также басом М. Михайловым.Наивысшей популярности Виноградов достиг в первое послевоенное десятилетие.Лауреат 1-го Всесоюзного конкурса вокалистов (1939).Заслуженный артист РСФСР (1949).