На русской земле всегда рождались певицы, чей голос мгновенно доходил до сердца, а в творчестве их, как в капле росы, отражались мудрость и душа народная. Одной из таких певиц стала Александра Стрельченко……………
Ее голос узнавали, ее песни подхватывали во всех уголках России, ибо такова суть земли русской - на ней не могут жить без песен, с которыми и дорога короче, и работа легче, и печаль светлее...
А родилась Александра Ильинична Стрельченко, будущая народная артистка, в Днепропетровской области, и с младенчества народные песни ей сделались родными. Она слышала, как по-разному звучат они на летней лужайке, тоскливым зимним вечером и за праздничным столом. В семье ее
рано погибли родители и остались трое сирот, которых добрые люди определили в детский дом.
Одной из этих сирот была Александра. Наверное, поэтому, уже заканчивая среднюю школу, она решила стать педагогом - как никому ей были понятны обездоленные детские души, которым всегда не хватает ласки, нежности и света... Она поступила в заочный Ленинградский педагогический институт и работала воспитательницей в детском саду, когда на глаза ей попалась
афиша Воронежского русского народного хора. Концерт воронежцев ошеломил ее хороводами, костюмами, красками, и она вдруг безвозвратно и на всю оставшуюся жизнь поняла, что именно народное - ее стихия, ее мир, ее суть. Как во сне, пробилась Александра в антракте за кулисы, а нашла руководителей хора, ее прослушали и тут же предложили ехать с ними в Воронеж. Она, не колеблясь ни минуты, принимает предложение, удивительно быстро, на удивление хормейстеров, выучивает партии всех песен в репертуаре и уже через месяц счастливая и гордая стоит на сцене рядом с известными всему миру воронежскими солистками.
К сожалению, судьба преподнесла ей нелегкое испытание. 4ерез год пропал голос - видно, с непривычки перетрудила горло, и врачи предположили, что это - навсегда. Пришлось уйти из хора. Но у молодой певицы не погасла вера в себя.
Неодолимое желание петь и время излечили болезнь. А.Стрельченко становится солисткой Липецкой и Курской филармоний, затем Москонцерта. Она поступает во Всесоюзную творческую мастерскую эстрадного искусства и учится в классе Ирмы Петровны Яунзем, удивительно проницательного человека и тонкого педагога. Ирма Петровна первая разглядела в юной певице то неповторимое своеобразие и силу, которые принесли ей в будущем заслуженное признание.
Второй была Лидия Андреевна Русланова. "Ищи свое, - сказала она Александре, прослушав однажды ее выступление на концерте, - Ты найдешь!"
Сейчас, с вершины нынешних лет, понятно, что особенно-то далеко и не надо было искать - все необходимое уже изначала было заложено в душе молодой певицы.
Первым большим успехом А.Стрельченко стала победа на Международном конкурсе в Софии во время IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Она получила 1 место и золотую медаль за лучшее исполнение народной песни.
И началась утомительная и кропотливая работа над новыми и новыми программами, воскрешение старых забытых песен и открытие новых, современных, отвечающих ее духу и манере. Каждая песня в исполнении А.Стрельченко становилась откровением, сверкала неожиданными гранями и запоминалась надолго.
После того, как она однажды записала песню Е.Птичкина на стихи В.Харитонова "Я люблю свою землю" и та мгновенно стала популярной, десятки композиторов "атаковали" певицу. Но далеко не все песни удостаивались "чести" войти в ее репертуар. Она очень придирчиво и неохотно примеривала "на себя" новое, так как по-настоящему умела оценивать и Музыку и Слово.
Какое же было счастье, когда Александра вдруг спела одну из самых первых моих песен, написанную с замечательным русским композитором Григорием Пономаренко. Это были волжские страдания "Как летела бела утка":
"От его зеленых глаз
Никуда не деться:
Бросит камушек в волну
-Попадает в сердце!.."
К тому времени у певицы сложился свой круг слушателей и поклонников, причем, в самых разных уголках России.
А. Стрельченко никогда не задумывалась, чем внешне поразить публику, как заставить ее слушать. Она просто была самой собой - выходила на сцену походкой княгини, полная благородства и целомудрия. Ей всегда были чужды напыщенность и ложь. Она отвергала крикливость и громкость. Она просто жила в песне, как живут в роли талантливые драматические артисты, и сама становилась песней - то застенчивой и озорной, то лирической и шуточной, то раздольной и величавой...
Именно в эти годы, когда она, казалось бы, была на пути к полному успеху и признанию, А. Стрельченко, можно сказать, совершает еще один подвиг. Она вдруг поступает на вечернее отделение в музыкально-педагогический институт им. Гнесиных.
Наверное, потому, что не может останавливаться на достигнутом. Душа ее требует совершенствования и новых шагов вперед. Ей хочется полнее познать мир музыки и место в ней своей любимой народной песни...
Свое понимание высоких народных традиций, свои художественные ощущения А. Стрельченко вкладывает в новые и новые программы и записи - курские, вятские, свадебные, исторические, городской романс, современная русская песня...
Одними из самых ярких впечатлений ее детства были песни Ольги Васильевны Ковалевой и Лидии Руслановой. Она снова и снова возвращается к их записям, и, наконец, исполняет свое давнее неодолимое желание - заново подарить их людям.
Александру Стрельченко не спутаешь ни с кем. Ее ослепительно-задушевный, неповторимо-нежный и стремительный голос знают и помнят люди не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
Множество уникальных записей старинных песен и романсов сделано А.Стрельченко с Оркестром русских народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения, с секстетом солистов Академического Большого театра, с оркестром им. Осипова. Кстати, с последним коллективом певица сердечно дружна и до сих пор. И эту дружбу не порушили ни время, ни расстояния (в последние годы А.Стрельченко много бывает за рубежом), ни потрясшие Россию катаклизмы.
Сегодня имя Народной артистки Александры Стрельченко смело можно ставить рядом с именами всемирно признанных мастеров русского вокального искусства. Она - одна из тех, кем еще не раз будет гордиться Россия, когда стряхнет с себя нынешние разор и печаль. Это певица с истинно русской школой, русской интеллигентностью и неповторимой русской душой.
И всегда, когда я смотрю на нее из переполненного зала, то снова и снова, как заклятие, повторяю про себя стихи, посвященные ей много лет назад, не под которым и сегодня и подписываюсь с чистой душой.
Спой мне песню,
Александра на дорогу,
да такую,
чтоб душа пустилась в пляс.
Иль мы не русские, ей Богу,
иль в нас былой огонь угас?..."