Форум Музыкантов
 

Раздел: «Проза»

Немного о цыганском искусстве.


просмотров:4246
Андрей Кузьмин  # 1
Аватар
Младший агент
Откуда: Красноярск
Регистрация: 08.07.2012
Тем создано: 3
Сообщений: 20
Поблагодарили: 30 раз.
Добавлено: 19.07.2012 в 20:02:34
небольшие кусочки статьи про выступление цыганского коллектива "Лойко" в г.Красноярске и интервью с его руководителем, Сергеем Эрденко. Лично я узнал много нового.


Каюсь, грешен! Нравится мне цыганское искусство! И не только музыка…
Может быть, потому, что и сам я к этому приложил руку, написал несколько стилизованных песен…
Развивающиеся юбки, дробь каблуков, особое, неповторимое дрожание голоса, плач скрипок и звон гитар, бесконечная степная тоска и пьянящая, вольная, необузданная удаль.
Скорее всего, я несколько старомоден, но моему русскому сердцу, это
гораздо ближе, чем завывания всевозможных новомодных «звёздочек», не умеющих ни петь, ни играть, ни… Да что там говорить, по большей части – ничего... не умеющего... Разве что, кроме – бесконечного восхваления себя, гениальнАго!

А тут, судьба преподнесла мне подарок – знакомство с Сергеем Эрденко, представителем знаменитой музыкальной цыганской фамилии. Со своим коллективом, трио «Loyko», он посетил с концертом наш провинциальный город.
Не имея никакого представления (к стыду своему) о данном коллективе, я покопался в дебрях Интернета и ничего там не найдя (как выяснилось позже, название нужно было набирать в латинской транскрипции - куча информации А.К.), я отправился на концерт в надежде, что любимые мной цыгане просто не могут играть плохо. И не ошибся!
Превосходные музыканты играли так, что часто не верилось, что эти
звуки издаются всего тремя акустическими инструментами. Не случайно
такие знаменитости, как музыканты из "Rolling Stones", "Pink Floyd", "Duran-Duran", специально приходили на концерты, послушать, а потом приглашали ребят для участия в своих программах.
Сергей Эрденко играл с Иегуди Менухиным, Гидоном Кремером, участвовал в записях и концертах с Рави Шанкаром, Др. Сумбраманиамом, Ажилем Апапом, Шандором Лакатошем, Ронни Вудом, Валентиной Пономарёвой. (Вряд ли многим знакомы эти имена, но поверьте на слово, это – высший класс! А.К.)

перед концертом я несколько минут поговорил с Сергеем и меня просто покорила его простота в общении, настоящая, не показная интеллигентность и искренняя боль за находящееся нынче в загоне цыганское искусство.
небольшой кусочек этого импровизированного интервью представляю вашему вниманию:

А.К. - Сергей, расскажите о своём коллективе, его истории, музыкантах
работающих с Вами…

С.Э. - По легенде, жил когда-то Лойко Зобар, некий архетип цыгана: красавец, сердцеед, мудрец, справедливый Робин Гуд-конокрад, отбирающий для бедных у богачей "лишнее". Но главное, он был гениальный музыкант, умевший говорить с людьми через скрипку, заставлявший их смеяться и плакать одновременно.
Я с детства считал, что Лойко Зобар и Никколо Паганини - мои родственники. Своего брата Колю называл Никколо Эрденини. О Лойко Зобаре у Горького есть рассказ "Макар Чудра", на основе которого режиссёр Эмиль Лотяну поставил фильм "Табор уходит в небо". Романтическое полотно в абсолютном отрыве от жизни. И Лойко там всё, что угодно, но не музыкант. А ведь это в нём было главное!

Ансамбль организован в 1990 году (первоначально как дуэт с Игорем
Старосельцевым). «Лойко» можно назвать музыкальной лабораторией —
на протяжении почти 20 лет своего существования, в ансамбле переиграли многие высококлассные музыканты, такие как Олег Пономарев (скрипка), Вадим Кулицкий (гитара), Леонсия Эрденко (вокал, перкуссия), Алеша Безлепкин (гитара); каждый из которых оказывал влияние на формирование стиля «Лойко». Во все времена основой стиля группы являлась цыганская музыка из России.
Постоянные гастроли, общение на концертах и фестивалях с другими
музыкантами значительно обогатили «Лойко» элементами традиционной кельтской, румынской, венгерской, молдавской, еврейской и классической музыки.

Современный состав трио – Сергей Эрденко (скрипка, лид-вокал), Артур Горбенко (скрипка, вокал) и Михаил Савичев (гитара, бэк-вокал).

* * * * * * * *

А.К. – Сергей, расскажите немного о цыганской песенной культуре…

С.Э. - Начну издалека… В 19-м веке, музыка цыган была необычайно
востребована, ценилась наравне с классической итальянской музыкой… Как в России, так и за рубежом.
Наполеон вызывал из России цыганских исполнителей, но из патриотических
соображений они предпочитали петь для наших русских войск. Мало кто
знает, на средства цыганского хора Соколова содержался целый полк ополченцев из Смоленска.
Цыганскую музыку очень любили Пушкин, Толстой, Куприн, Апполон
Григорьев (автор знаменитого романса «Две гитары». А.К.).
Лев Толстой говорил: «Цыганская музыка особа. Она стоит посередине
между музыкой ученой и музыкой народной».
Цыгане обладают способностью в своём искусстве суммировать всё, что находится рядом. Русские песни они адаптировали под себя, выдавали новый продукт, который был узнаваем, но в то же время там много было индивидуального, своего цыганского. Например: песня Лидии Руслановой «Валенки», про которую все в России считают, что это русская народная песня, была написана цыганом.
В России всегда были цыганские хоры, насчитывающие по 30-40 человек. До перестройки в каждой филармонии был свой цыганский хор, который делал по 20-30 концертов в месяц, на него всегда был аншлаг. У нас такой образ жизни. У многих цыган не было квартир, в гостиницах рождались и вырастали их дети. К сцене, к искусству относились очень трепетно.
Солист исполнял 2-3 номера и вставал в хор, на его место выходил другой.
Разрушение этой традиции больших хоров, поломала Варя Панина, на
рубеже19-20 века. Она обладала огромным талантом и голосом феноменальной красоты. Она первая сделалась солисткой, способной выдержать концерт, концерт полностью был ориентирован на неё. До неё такой практики не было.
Раньше хоры имели репертуар до тысячи номеров, каждый хор пытался
найти свою самобытность, хормейстеры для своих хоров сами писали
музыку. В Петербурге был такой Николай Иванович Шишкин, который
лично написал свыше 600 песен и романсов, несколько мюзиклов, которые с большим успехом шли на лучших площадках Петербурга, таких как Мариинский театр.
Приведу ещё такой пример, все знают Дягилева который приехал с гастролями своего балета на всемирную выставку в Париже (когда была построена Эйфелева башня), но мало кому известно, что балет Дягилева выступал только в первом отделении, а во втором выступал цыганский хор Шишкина, который имел феноменальный успех. Не меньше чем у балета Дягилева.
В дореволюционной России существовало два направления цыганской
музыки - великие хоры, которые более чем за 300 лет исполнения этой
музыки достигли высочайшего мастерства в исполнении и культуры, и в
тоже время, были лаутары – бродячие народные музыканты, которые были близки к таборным цыганам и которые несли совершенно другую музыкальную культуру, более инструментальную, народную…
Они жили сами по себе, не шли на контакт с властями. Кочующие загадочные люди… Пели на ярмарках, играли на свадьбах, плясали, устраивали шоу с медведями. Они принесли свою музыку из Румынии, Сербии, Венгрии, Турции, скрещивали её с русской культурой.
Музыканты-слухачи, не знавшие нот, ловили мелодии из воздуха, делали их более зажигательными или трогательными. Граф Орлов привёз их Екатерине к одному из праздников, и бессарабские лаутары произвели сенсацию. За один год произошла музыкальная революция. Ни один уважающий себя аристократический дом во время семейных торжеств не обходился без цыганского хора. Пели русскую музыку. Специально для их голосов классические композиторы сочиняли романсы. Цыгане вывели русский романс на сцену - до этого было женское салонное пение под гитару с незатейливым любовным
сюжетом. Романс наполнился страстью, силой, в его текстах появились
драматические, а порой - трагические сюжеты. Многие романсы посвящались красавицам-цыганкам.


Возвращаясь к нам, у меня была мысль соединить на практике, показать
на сцене многие стили и направления в цыганской музыке. «Лойко» тем и феноменален, что мы способны играть произведения, исполнявшиеся
цыганскими хорами и те песни, которые были созданы в советское время, и современную музыку с элементами джаза.
Мне никогда не нравилось быть подражателем, хотелось быть
индивидуальным, найти то, что присуще только тебе, свои песни, свои
инструментовки. Вот этим мы и занимаемся, создаём своё направление,
вырабатываем, показываем, что наша музыка может быть очень разнообразной.
Имея знакомство с Красноярской филармонией, мы предложили реализовать этот почин, исполнить цыганскую музыку с симфоническим оркестром. 24 числа в Красноярске состоится большой концерт, который называется «Цыганская ночь». Для меня это очень интересно и волнующе. Мне всегда хотелось оторвать цыганскую музыку от ресторанов и клубов и вывести её на сцену больших площадок. Нам это удаётся одним из немногих.
Очень много проблем и в цыганском искусстве, да и у всего цыганского народа. Всё сместилось в какой-то криминал, и то, за что Россия, любила цыган.... за их музыку, искусство, которое они несли - очень сильно погасло.
А мы пытаемся своим творчеством показать совершенно другое... Что есть силы, огромный талант, есть то, за что всегда любили цыган.



Постоянно в поиске интересных вокалистов. Написание песен на заказ.

Сказали "Cпасибо" : 3. Вячеслав, Таня Штерн, korij
Гости не могут отвечать на темы. Войдите или Зарегистрируйтесь.
Здесь присутствуют : 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
Online
всего на форуме: 49

« Назад
Быстрый переход: 
Пользователь
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Зарегистрироваться.
Что на минусовках?
Горький мёд. необычный вариант этой старенько
Россия жива 2. это супер минусовка огромное спа
Я твой мужчина. ответ на песню натали - о боже к
Второе крыло. кружение листьев сменяется быстр
Бизнес вумен. гадалка мне наворожила r nлюбви
Angie`s Heart. все хорошо но я бы оторвал руки
Kisses And Tears 5. Ayur вы волшебник спасибо качает
The Lady In Red 06. огромног спасибо от баритона моя
Я – это ты 2 (Marctin). песня егоиста стоящего перед зер
Ария мистера Икс. уважаемый slavagolos r n r nбыло
Луна, луна 08. спасибо большое именно этот мину
А Утки Кря кря. может сделать нейроминус с бэк в
Облака-кораблики. качество плюсовки не очень мягко
Муромским лесом. держи брат позабыты мы с тобой (
Нет давно ни отца, ни мамы Нет давно ни отца ни мамы Нет страны где я был молодым М
Бессмертный пианист Дождь рождён у Эдема порога Предан небу он весь Ждёшь от
Горькая полынь Эх судьба полынь-трава Поседела голова Закружилась Нет
Когда небо готово упасть Любая война — это смертопись С какой стороны ни взгляни
На отравленной земле Я не могу понять зачем я должен верить
Предчувствие Витает в воздухе предчувствие бездны И самое страшное: я к
Времена Юность подобно капризной весне Смутной надеждой довлеет
 В раздел "Поэзия"
Реклама
Интересно!
Считаете ли вы себя шопоголиком?
Нет, я трачу деньги разумно
215 - 47%
Иногда могу купить лишнего
168 - 37%
Да, я обожаю покупки
71 - 16%
Всего ответов: 454
Комментировать(6). Другие опросы
Инструментальное творчество
Последние поступления:

В раздел Ещё комментариев!
Эфир форума
Продажа аппаратуры.. Продаю комплект Динакорд Power MATE 1000
Nebira. Цифровая медитация на стыке кремния и ду
sennheiser e835s. у кого был АКG d880 как он
Yamaha PSR SX720+ Кейс+педаль. aXR5IjtiOjA7czoxOiJ4IjtzOjE2OiJ2bGtTeW
Shure Rpw118 (Beta 58A). в продаже
Голова Shure B.G 3.1. в продаже
Если у Вас проблемы со скачива. Всем привет У меня дома сайт и многие д
Сценарий готовый .Юбилей для ж. Сценарий понравился Можно пожалуйста нар
Проблема с загрузкой файлов. Всем привет У меня дома сайт и многие д
Скачать сценарии мероприятий. Нашли хоть что-то будем смотреть Заранее
Заводится микрофон на микшере. Отработал на Ямахе лет 15 В последнее в
необычные проверенные конкурсы. Всем привет срочно нужна поздравлялка на
Новогодний застольный конкурс. НОВИНКА на НОВЫЙ ГОД 2025 Застольный муз
Статистика
Наверх ↑