| Перед Великим постом, на предпоследней неделе Мясоеда Славяне издавна отмечают поминальную неделю, а в её последние дни - Стреченские Деды или, как их ещё называют, Масленичные. В церковном календаре эта неделя отмечена, как неделя Митора и Фарисея, в эти дни поминаются все умершие "от Адама до настоящих дней". Церковь просит в своих молитвах Иисуса Христа, чтобы он во время своего второго пришествия простил человеку все его грехи и дал ему возможность покаяться за них. Всё это происходит за 10 недель до Пасхи. Зная эти даты, можно вычислить и дату поминальной недели. Длиться она с третьего по девятое февраля у католиков, и с 9 по 16 - у православных.
Термин "Деды" имеет значение "предки" и употребляется не только в отношении умерших мужчин, а и всех умерших. Деды - это наши предки, предки, которых мы не должны забывать ни при каких обстоятельствах, ведь только помня прошлое можно смело идти в будущее.
Кроме Мясницы, так ещё называют Стреченские деды, в народном календаре существуют также Радуница - на второй неделе после Пасхи, Троицкие Деды - за неделю до святой Троицы, Петровские Деды - перед летним праздником Петра и Павла и осенние Деды или Дмитриевские, отмечаемые в субботу перед праздником святого Дмитрия Салунского. Как видим, культ предков достаточно сильно развит и укреплен не только в народных традициях, но и в нашем самосознании.
Стреченские Деды, как и все остальные, отмечались особенно торжественно в пятницу и поминальную субботу. В эти дни старались не работать, для того, чтобы ненароком своим нечаянным неуважением не обидеть души предков.
Традиция поминальной недели - Дедов - имеет свои очень древние корни. Дело в том, что в древние времена, вплоть до средневековья, Масленицей завершался год. Примерно с масленичной недели у крестьян начинался новый молочный год, т. е коровы телились и вновь начинали давать молоко. Понятно, что по своей природной философии древний человек придавал большое значение всему происходящими, и считал необходимым пригласить к своему столу Духов умерших предков. Делалось это для того, чтобы поблагодарить их за прожитый год, за новое молоко, за приплод у домашних животных. С незапамятных времён в народе бытует поверье, что у того, кто не отмечает Мясницы, а значит, не поминает предков, "не будет водиться скотина".
На Деды, согласно многовековым верованиям нашего народа, умершие на время покидали царство мертвых, для того, чтобы проверить, как живется людям на земле, и чтобы увидеть своих родных и близких.
В этот день, как говорилось выше, нельзя было работать, но уборка дома двора и всех хозяйственных построек считалась обязательным атрибутом этого дня. Всё это делалось для того, чтобы Дедам было уютно и хорошо в их очередной приход на грешную землю.
После обеда хозяйки начинали готовить еду на поминальный ужин, обязательно пекли блины, голубцы, на стол ставили картофель и колбасы. Хозяева топили баню и перед ужином все члены семьи шли мыться. Позже хозяйка в новой (праздничной или просто чистой) одежде подавала на стол еду. Хозяин же ставил бутылку водки или самогонки. Как кому нравилось или как позволяли средства. Часто ставили наливку и вино. Перед ужином старейший член семьи зажигал перед иконами свечу и молился за умерших. Очень часто к нему присоединялась вся семья, ведь каждый считал своим долгом помянуть Дедов, помолиться за то, чтобы им там, где они сейчас, было хорошо. После молитвы все подходили к столу, и, прежде чем сесть, звали к ужину Дедов.
Садясь за стол, старались близко не пододвигаться друг к другу - боялись задеть предков, которые, по верованиям, принимали непосредственное участие на поминальном ужине - наблюдали, оценивали, пробовали еду...
Кстати, в еде на поминальном ужине не было никаких ограничений - что хотели, то и ели. И сколько хотели. Однако бытовало негласное правило - выпить три рюмки водки или вина за умерших и попробовать не менее трех блюд.
Из-за стола вставать не спешили. Поевши, рассказывали про умерших членов своего рода, вспоминали их жизнь, поступки, добрые дела, часто, конечно, преувеличивая.
В народе бытует много поверий, что именно в дни поминания можно встретить Дедов, поговорить с ними, даже узнать своё будущее. Каждый неизвестный звук, какие-то движения во дворе, доме или за столом, дуновение ветра, говорили о том, что Деды - где-то рядом.
В некоторых деревнях Гомельской области, например, старожилы могут рассказать такой обычай, направленный на свидание с душами умерших: девушка или женщина, которая захочет увидеться с умершими, три дня с четверга до дедовской субботы должна поститься - ничего не есть, не пить и не разговаривать. В дедову субботу ей нужно залезть на печь и целый день оттуда вести наблюдение за домом. Рассказывают, что те, кто правильно выполнил такой обряд, вечером, когда вся семья садиться есть, видели, как в дом со свечками заходят знакомые и даже незнакомые предки, они садятся вместе с живыми за стол, разговаривают между собой, внимательно слушают разговоры своих потомко
Чтобы ещё раз высказать почтение умершим, их потомки не убирали со стола кушанья - верили, что Деды продолжают застолье. Ведь живые имеют возможность посидеть за столом, радуясь весёлой беседе, выпить с соседями, ущипнуть девку за забором, радоваться каждому новому рассвету, новой, пусть и мы торной, работе. А умершие … Нам неизвестно имеют ли они такую возможность, хорошо ли им там, куда они когда-то ушли и откуда уже никогда не вернутся… Возможно, четыре поминальные недели и Радуница - их единственный шанс вспомнить свою земную жизнь.…В наших же силах сделать их пребывание более спокойным и, может, даже счастливым…
Ольга Комягина
Разделы, связянные с материалом «Стреченские Деды»
Ещё материал из этого раздела
|
|