«Рукобитье — не что иное, как сговор» |
| Свадьба рассматривалась как сделка между семьями молодых. Рукобитье, иначе называемое сговором, назначалось обычно на четверг и подтверждало окончательное закрепление сватовства, когда стороны окончательно договаривались о расходах на свадьбу, о подарках со стороны жениха, об осмотре его хозяйства родственниками невесты. В доме невесты собирались ее родственники, готовилось угощение. Жених с отцом, сватом и родственниками приносили и свое угощение. Гости садились за стол, а невеста с матерью в это время находились за занавеской, не показываясь гостям. Сват или отец жениха наливали рюмку вина и просили подойти к чарке мать невесты, она выходила и принимала ее. Такой обряд совершали все присутствующие. Последним жених призывал невесту. Затем зажигали лампадку, и все молились, а родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Невеста одаривала подарками родственников жениха.
В конце концов, отец невесты говорил: «Хорош товар!», а отец жениха отвечал: «По товару и купец!» Дело считалось сделанным. Начиналась подготовка к свадьбе.
После рукобитья в некоторых деревнях существовали свои традиции. Например, было принято на сговоре сжигать на прялке невесты куделю — льняное волокно, из которого прялись нитки, что означало конец девичьей жизни, или после рукобитья молодежь сжигала солому — «сжигали девичество».
С этого момента невеста начинала причитывать, прощаясь с родным домом, с девичьей «вольной волюшкой», с «красной красотой» и подружками. Да оно, в общем и понятно: развода быть не могло, и подчас женщина вынуждена всю жизнь делить постель и кров с нелюбимым мужем. Причеты невесты, сопровождая все ее действия, длились вплоть до отъезда к венцу. Она горько оплакивала короткую девичью жизнь, представляя будущую мрачной и безрадостной, «как темный лес». Эти причитания считались неотъемлемой частью подготовки молодой к венцу.
Невеста, причитывая после сватовства или рукобитья, не ходила по избе, а, как правило, Сидела за столом или стояла на коленях у лавки, низко склонив голову, изредка поднимая ее, чтобы взглянуть на присутствующих. А вот в другие моменты обряда она ходила по избе, припадая к материнскому плечу, или плакала у печки. Печь во многих обрядах, а особенно в свадебном, была значима, так как печь — центр и тепло дома, место, с которым связана хозяйка дома.
Сейчас даже в деревнях редко встретишь невесту, оглашающую причитаниями окрестности. Но всё же нелишне знать, что именно причитания совсем не так давно являлись едва ли не центральной частью предсвадебного обряда. Они были не только эмоциональной разрядкой для невесты, хорошо понимавшей трагическую неизбежность происходящего, но были рассчитаны на зрителя и слушателя, а потому содержали элемент условности. Невеста должна была причитать в любом случае, даже если она выходила замуж по желанию. Поэтому по ходу дела я всё же хочу вас ознакомить с традиционными причитаниями невесты, которые по праву можно назвать памятниками традиционной национальной культу
Разделы, связянные с материалом «Рукобитье — не что иное, как сговор»
Ещё материал из этого раздела
|
|