«15 Швата - Ту-бе-Шват - Новый год деревьев Земли Израиля» |
| Ту би-Шват - Пятнадцатый день в Еврейском месяце Шват. Ту би-Шват празднуется как День рождения деревьев с символической едой плодов и с активным удобрением бесплодной земли посадкой деревьев.
Ту би-Шват, Новый Год для Деревьев, празднуется и у нас. Еврейская традиция отмечает 15-ый из Шват как день, когда сок в деревьях начинает подниматься, передаются сигналы пробуждения земли от зимней дремоты, и свидетельствует о начале Весны.
Важнейшую роль в создании обычаев праздника Ту би-Шват сыграл расположенный в Верхней Галилее город Цфат. В XVI веке, после изгнания евреев из Испании (в 1492 году), многие из которых поселились в Цфате, этот город стал крупным центром кабалистов, изучавших Тору и ее заповеди и искавших в них тайный, скрытый смысл. Кабалисты занимались такими вопросами, которые не изучались знатоками Галахи, еврейского закона. Кабалисты по-новому осмыслили праздник Ту би-Шват и ввели новые обычаи.
Традиционно на праздник Ту би-Шват вся семья рассаживалась вокруг покрытого белой скатертью стола, на столе - множество фруктов, стояли зажженные свечи, вазы с цветами и кувшины с белым и красным вином.
"Седер" (Хедер) Ту би-Шват сопровождался поднятием четырех кубков вина и постановкой четырех вопросов. Первый кубок белого вина (Менуха) символизирует зиму и спящую природу, а для человека – отдых. Второй кубок (2/3 белого и 1/3 красного вина - Гиторерут) - символ пробуждающейся природы, появления почек на деревьях, а для людей – пробуждение. Третий кубок (1/3 белого и 2/3 красного вина - Хаим) – это борьба холода и тепла, яркие цветущие поля, для человека – сама жизнь. И последний четвертый кубок (красное вино - Шалем) символизирует в природе лето, солнце, яркие краски цветов, весна во всей красе, а для человека - полнота, совершенство, наполненость жизни.
Четыре вопроса, предназначенные для того, чтобы помочь понять значение этого дня: 1 вопрос - В другие праздники мы чествуем события и людей. Почему сегодня мы чествуем деревья? 2 вопрос - Обычно, мы едим любые фрукты и плоды. Почему, сегодня, мы едим плоды, которые растут в Израиле? 3 вопрос - Обычно мы воспринимаем окружающую среду как дар. Почему, сегодня, мы сосредотачиваемся на ее сохранении? 4 вопрос - Это зима. Почему мы думаем о посадке, если весна через несколько месяцев?
Есть обычай попробовать в Ту-Бишват 15 разных сортов фруктов - в честь 15-го дня месяца Шват. Согласно другому обычаю, едят только 7 видов плодов - тех, которыми славится Страна Израиля (пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики). Но большинство придерживается обычая подавать на стол как можно больше разных фруктов, свежих и сушеных - инжир, изюм, сливы и др.
У многих на столах появляется до 50 видов плодов - и свежие, и сухие, и консервированные, и в виде варенья. А некоторые доводят их число до 100. У многих принято, прежде всего, есть плоды семи видов, произнося соответствующие благословения. Едят эти плоды в том порядке, в каком они упомянуты в Торе: сначала виноград (или изюм), затем инжир, гранат, маслины и финики.
Частью этого "седера" является чтение отрывков из Торы, Талмуда и книги Зогар (в которой изложены основы учения Каббалы), где говорится о плодах земли.
Произносят также специальную молитву с пожеланиями: деревьям расти и плодоносить.
Завершался "седер" продолжительными пляска
Традиция сажать деревья на праздник Ту би-Шват появилась совсем недавно, в конце прошлого века, когда первые поселенцы начали прибывать в Эрец-Исраэль. Страна в то время была совсем пустой, и с большим трудом могла прокормить своих сыновей. А они посадили эвкалипты и осушили болота, посадили леса и провели воду, устроили поля и фруктовые сады. Земля расцвела. Однако важность посадки деревьев постоянно подчеркивается в еврейской традиции. Евреям было заповедано оберегать деревья не только в мирное время, но и во время войны. Запрещено срубать фруктовые деревья даже для строительства осадных сооружений.
Разделы, связянные с материалом «15 Швата - Ту-бе-Шват - Новый год деревьев Земли Израиля»
Ещё материал из этого раздела
|
|